Владимирова Екатерина Александровна

студентка 3 курса

УрГУПС

г. Екатеринбург, Свердловская область

Совершенствование механизма взаимодействия между различными уровнями образования

Как только в стране сформировалось гражданское общество и рыночные отношения, в области образовательных услуг произошли некоторые перемены. Сначала эти перемены предусматривали самостоятельность высших и средних учебных заведений, т.е. государство должно было принимать меньше участия в управлении образованием и постепенно передавать полномочия самим образовательным учреждениям. Но на деле, управление учебных заведений в организационно-финансовых и имущественных отношениях стало уменьшаться. Таким образом, ответственность государства в области образования снизилась.

Проблемы модернизации управления системы образования остаются насущными уже много лет. На сегодняшний день, в период совершенствования образования они имеют особое значение: полномочия разных категорий управления законодательно закреплены, Россия вступила в Болонский процесс, то есть перешла на многоуровневую систему образования и на Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) и т.д.

Сегодня сфера образовательных услуг не в силах решить все задачи, возложенные на неё. Качество и доступность образования снижаются, также существуют проблемы подготовки кадров для воплощения в процесс обучения всех инноваций. И не разработаны программы на разные уровни подготовки.

Говоря о доступности образования и его взаимодействия с работодателями, можно прийти к некоторым выводам:

1) на данный момент, уменьшается доступность разных степеней образования, за исключением общего;

2) наблюдается неравномерное распространение доступности образования по территории РФ и внутри вузов;

3) снижается взаимодействие между вузами и работодателями.

На данный момент, управление образованием в России создано по линейно-функциональной схеме, главная задача которой - регулирование системы образования. Такая схема не идеальна и у неё есть некоторые недостатки:

1) конкретные полномочия позволяют изменить лишь условия, которые устанавливаются с ними;

2) управление происходит не напрямую, т.е. присутствуют промежуточные подразделения;

3) проведение и результативность функционирования частей системы контролируются не тщательно;

4) системы управления полностью не реализуют свои компетенции.

В эпоху совершенствования образования, один из главных факторов – это управление. Основное препятствие заключается в отсутствии оценки, прогнозирования и в целом наблюдения за уровнем развития образовательной сферы.

На сегодняшний день, в России проведено недостаточно комплексных исследований в условиях быстроразвивающегося образования, которые позволили бы создать научный подход для улучшения управления.

Чтобы достичь все цели в реформе образования необходимо:

1) внедрять больше учреждений, которые смогут реализовать все инновационные программы в образовании;

2) организовать сотрудничество между вузами и работодателями;

3) организовать государственное управление за образовательными учреждениями;

4) повышать уровень управления путём изменения организационных форм деятельности учреждений;

5) улучшать и развивать управление образованием, опираясь на высокоэффективное использование современных информационных технологий в рамках единого образовательного пространства.

В наше время уже создаются новые категории образовательных организаций, так называемые, автономные учреждения. Установлен статус федерального университета и инновационного вуза. Рассматриваются вопросы, касающиеся взаимодействия разных образовательных организаций, например, в школе появляются профильные направления.

Чтобы решить все вышеперечисленные проблемы управления и его усовершенствования, следует использовать функциональное моделирования. С его помощью будет возможно спрогнозировать и проанализировать функционирование всего образования в целом и уже отталкиваясь от этого, определить надлежащие решения по управлению. Все эти методы будут использоваться для достижения целей, касающихся организации нововведений в образовании, например, Единый Государственный Экзамен или организации новых учреждений. А благодаря результатам, полученным от данных методов, удалось бы выявить воздействие новаций на качество образовательных услуг.

Чтобы определить, как правильно управлять образованием в условиях его усовершенствования, необходимо создать теоретические аспекты функциональной взаимосвязи, как управляющего, так и управляемого.

Для определения последствий, воплощенных в жизнь мероприятий по усовершенствованию образования и управления им, следует разработать характеристики, определяющие лёгкость получения образования. Более того, появится допустимость использования данных показателей в разных регионах.

И в завершении, отдельно необходимо разработать оценки по взаимодействию работодателей с профессиональным образованием, показывающие эффективно ли используются расходы, связанные с образованием. И в дополнение ко всему продемонстрировать использование данных показателей в отношении разных уровней образования.