Система управления знаниями и инновациями (далее СУЗИ) - универсальная концепция, содействующая увеличению эффективности всех бизнес-процессов, благодаря использованию нематериальных активов компании. К нематериальным активам компании относятся:

  1. Человеческий капитал - происходит мотивация сотрудников компании, а также их вовлечение в общие процессы по достижению целей организации.

  2. Отношенческий капитал - происходит развитие персонала за счет предоставления и обмена актуального знания. Оптимизируется структура по выработке коллективных решений, для достижения цели.

  3. Организационный капитал - происходит видоизменение системы управления, сокращается время на создание и реализацию новых идей и бизнес-решений.

Внедрение и последующее развитие СУЗИ в корпоративной структуре - важная составляющая любой прогрессирующей компании, которая стремится к эффективности, конкурентоспособности и престижу. Однако, не стоит забывать, что внедрение такой сложной инновационной концепции требует детализированного подхода и владения определенными знаниями и умениями.

Используя альтернативное исследование компании ГК «ДИС» в области менеджмента знаний и управления знаниями, составим структурированное описание методик по внедрению корпоративной СУЗИ.

Этап 1. Формирование и обучение инициативной группы.

На первом этапе по внедрению СУЗИ необходимо провести следующие мероприятия:

  • референц-визиты;

  • мини-стажировки;

  • семинары, тренинги, мастер-классы, конференции;

  • бизнес-игры, бизнес-симуляции, бизнес-сессии.

Для чего необходимы эти мероприятия:

  1. Понимание сотрудниками компании самой концепции менеджмента знаний и СУЗИ. Определение дальнейших целей и задач по внедрению корпоративной СУЗИ.

  2. Вера в значимость и необходимость внедрения системы управления знаниями и инновациями.

  3. Эмоциональная вовлеченность и вера в успех.

  4. Психологическое сближение и полное доверие лидерам инициативной группы.

  5. Создание единого информационного поля.

Полный схематический разбор первого этапа в виде презентации, а также онлайн разъяснение методик по внедрению СУЗИ мастерами международного уровня смотрите на предстоящей экспертной сессии 2019 «Управление знаниями. Стандарты и практики».

Этап 2. Диагностика и постановка задачи.

Второй этап по внедрению корпоративной СУЗИ - ключевая часть, которая в дальнейшем определяет успешность внедрения всей системы. На втором этапе необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Аудит существующих инструментов СУЗИ;

  2. Анализ действующих бизнес-процессов и взаимодействия;

  3. Технологический аудит знаний;

  4. Провести оценку возможных потерь и рисков;

  5. Измерение и фиксация показателей текущих бизнес-метрик, на которые необходимо повлиять;

  6. Анализ действующих документов компании, которые регламентируют исследуемую область;

  7. Сформировать рабочую группу.

Для чего необходимы данные мероприятия:

  • Определение состава проекта;

  • Обозначении функций участников проекта;

  • Понимание этажности проект.

Детализированный разбор второго этапа проекта, примеры внедрения корпоративной СУЗИ в крупнейших международных компаниях, а также мастер-классы от зарубежных специалистов смотреть на предстоящей экспертной сессии 2019 «Управление знаниями. Стандарты и практики».

Этап 3. Подготовка концепции корпоративной СУЗИ.

На третьем этапе проекта по внедрению корпоративной СУЗИ необходимы следующие действия:

  1. Определение пилотных площадок;

  2. Подготовка проекта концепции;

  3. Согласование проекта у всех заинтересованных сторон;

  4. Поддержка проекта на административном уровне.

Для чего необходимы данные действия:

  1. У сотрудников компании должно быть понимание карты знаний компании;

  2. Участники компании должны понимать бизнес-процессы, действующие в компании;

  3. Участники проекта должны понимать, как улучшить бизнес-метрики.

Полный разбор всех трех этапов по внедрению корпоративной СУЗИ, а также определение дальнейших шагов, которые необходимо предпринять, можно увидеть на предстоящей экспертной сессии 2019 “Управление знаниями. Стандарты и практики”.


Учитывая все вышесказанное, необходимо отметить, что внедрение корпоративной СУЗИ - тонкий, структурированный процесс, требующий профессиональной подготовки, а также использования умений и практик, для минимизации средств в виде финансового и временного актива.