Согласно ВОЗ, население «стареет»: через 30-35 лет пожилых (старше 65 лет) будет больше детей дошкольного возраста. Гендиректор ВОЗ, доктор Маргарет Чен сообщает, что в странах с низким и средним уровнем доходов, таких как Бразилия, Таиланд, Китай, переход к возрастному обществу проходит менее чем за 25 лет, что по сравнению с европейскими странами в 4 раза быстрее. «Это – настоящая демографическая революция», – утверждает доктор Чен.

Несложно представить, что «старики будущего» (нынешнее поколение в возрасте до 45 лет) будет отличатся от пенсионеров начала 21 века. Информационная свобода, возможности digital-среды, мобильность и финансовая активность сформируют поколение пенсионеров с высокими потребительскими требованиями и широкими возможностями.

Нынешнее же пенсионеры характеризуются как финансозависимые, консервативные в предпочтениях и с низким уровнем доходов, что влияет на потребительское поведение, делая их осторожными, прагматичными покупателями. Такая ситуация влияет на маркетинговую активность компаний, которая практически не развивает рынок услуг и товаров для пенсионеров.

Через 15-20 лет на пенсию выйдут более финансово независимые люди с высоким уровнем достатка. Потребительская активность и высокие требования к услугам и товарам изменят текущую ситуацию: Россия столкнется с необходимостью удовлетворять потребности пенсионеров с активным потребительским поведением, поэтому стратегии маркетинга должны меняться уже сейчас. К счастью, у российского бизнеса есть возможность опираться на опыт западных стран, таких как Франция, Германии, Бельгия.

1. Система ценностей изменится, появятся более высокие требования на качество товаров, соответствие стандартам, экологичность.

2. Покупатель-пенсионер будет более привержен брендам, поэтому в прогнозе уменьшение товарных позиций и улучшение сервисной составляющей бизнеса.

3. Из-за образа жизни, более опирающегося на интернет-покупки, соцсети и онлайн-консультации произойдет качественное смещение в область IT-технологий. Увеличится доля интернет-магазинов, потребуется более качественное сопровождение услуг и товаров.

По этим прогнозам уже сейчас необходимо изменить подход к маркетинговым стратегиям, менять качество услуг, повышать квалификацию онлайн-консультантов. Будущие пенсионеры будут более активны с привычными сервисами, комфортными и удобными площадками, грамотными специалистами.

Чтобы быть успешным и привлекательным для пенсионеров в будущем, необходимо быть надежным и понятным сервисом уже сейчас. В этом не сомневается директор по развитию Freedom24.ru Мстислав Кудинов. «Сервис должен быть простым и интуитивно понятным всем клиентам, просто компаниям надо прикладывать больше усилий, тестировать продукт и прислушиваться к мнению клиентов», – уверен господин Кудинов.

Пенсионеры будущего активно ищут варианты дополнительного дохода на пенсии, наиболее популярные – банковские вклады, недвижимость, инвестирование в акции. Дмитрий Панченко, основатель Freedom24.ru предполагает, что только «в ближайшие пять лет еще порядка 10 млн жителей России станут инвестировать в ценные бумаги». В долгосрочной перспективе акции – это источник дохода, защищенный от инфляции, поэтому важно развивать финансовые решения и продукты, делать их удобными, простыми и привлекательными.