Кто смотрел мультфильм про Простоквашино, должен помнить сюжет с посылкой, принесенной, но не врученной почтальоном Печкиным, на что кот Матроскин сообщает, что в посылке гуталин, присланный его дядей. Выясняется, дядя кота Матроскина работает на гуталиновой фабрике и шлет гуталин посылками родственникам по всей стране. Ибо у него оного завались.

И так работала вся страна. Собственность, согласно Конституции, считалась общенародной, даже поговорка была «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь». И тащили. Работники автозаводов запчасти, мясокомбинатов- колбасу, где никакой полезный в домашнем хозяйстве продукт не производился, выносили инструмент, стройматериалы, перекидывая их через заводской забор.

В фильме "Ребро Адама", вышедшего на экраны в 1990 году, пятнадцатилетняя практикантка предприятия советской торговли сформулировала коммунистическую идею, как наличие у каждого советского человека знакомого мясника.

На строительстве атомных электростанций, например, применяется много нержавеющих труб разного диаметра, так заборы коттеджей, не как сейчас, конечно, но по советским меркам вполне приличных, руководства одной из центрально-черноземных АЭС были изготовлены сплошь из нержавеющих труб.

И социальный статус человека определялся не его должностью или зарплатой, а что он мог утащить с родного предприятия. То есть. Продавщица колбасного магазина на советской социальной лестнице стояла куда выше какого-нибудь там инженеришки из конструкторского бюро, у которого кроме ватмана, это бумага такая, и карандашей и не было ничего.

Был такой советский анекдот. В грузинской школе учитель расспрашивает детей, кем работают их отцы. У одного вахтером на мясокомбинате, у другого кладовщиком овощебазы, а еще у одного ребенка- инженером. Услышав такое, весь класс дружно смеется, на что учитель: «Ну, что вы дети, нельзя же так. У ребенка в семье горе…»

Ясное дело, семья продавщицы колбасного отдела не могла потребить количество колбасы, приносимой той домой с работы. Излишки шли на бартер. Помните фильм «Мимино»? Там персонаж Кикабидзе приезжает по знакомству к персонажу Басова, дабы тот помог устроиться в гостиницу «Космос». Гостиничные номера, как и колбаса были дефицитом.

И персонаж Басова, который, как выясняется в конце фильма, солист Большого театра, начинает разыгрывать по телефону многоходовую бартерную комбинацию: кому билеты в Большой, кому сына в институт, а в итоге надо Кикабидзе устроить в «Космос»…

Я вообще-то как раз инженером был. Конструктором ядерных реакторов, то есть в самом низу социальной лестницы. Как-то раз у нас сотрудник помер, послало меня начальство в автобусный парк, что неподалеку был, насчет автобуса договориться. За советские рубли, разумеется. Это конец семидесятых был, термин «деревянный» не был еще общеупотребительным.

Начальник-то автопарковский сразу говорит, мол, ему рубли не нужны, а что, мол, у вас есть взамен, ну, кроме бумаги и карандашей. Хорошо на заводе был цех ширпотреба, где делали наборы ножей и вилок из нержавейки с пластмассовыми ручками. Весьма убогие с сегодняшней точки зрения, да к тому же и недолговечные. Но в те годы дефицит. Удалось за несколько наборов автобус заказать.

А потом развалили и страну, и экономику. И всё теперь за деньги, не как раньше…

Подробности на сайте: http://v-razdolbaeff.blogspot.ru/