Продолжаем обзор интернет-книги «Прикладное Лоховедение». Как было объяснено раньше, произведение точно затрагивает животрепещущую проблематику. О том свидетельствует и разнообразие крайне активных реакций читателей. К подобному выводу приводит объективное рассмотрение, основывающееся на логике и здравом смысле. Но, как писалось в ранних заметках, книга автором задумывалась, скорее, как назидательная.

В последнем замечается противоречие. Суть вот в чем: вначале провозглашая, что простой, заурядный, ничем не выделяющийся из массы индивид есть лох, книга не учит его, как лохом не быть. Наоборот, она упрямо утверждает, что лоховство есть судьба, что поменять что-либо – дело безнадежное. Остается только смириться, жить дальше свою скучную жизнь, не сулящую никаких значительных успехов, и считать, что тебя обойдет стороной кризис среднего возраста. Что же в этой книге наставительного?

Думается, что это лишь трюк автора, необходимый чтоб затронуть читателя за живое, чтобы тот возмутился и, ведомый духом несогласия, устремился бы собственным примером показать: он может не являться лохом. Ведь если бы автор в данной книге успокаивал адресата, что тот часто бывает не лохом, и даже разъяснил бы, как добиться этого, такой лох просто сказал: «Да, надо так и сделать», на этом угомонился и дальше ничего бы не изменил. Про то написано в 22-ой главе.

Как не быть лохом? Для начала надо не совершать действий, лохам свойственных. Не обманывать самого себя, не применять двойные стандарты мышления. Не принимать участия в соревновании, которое писатель обозвал точным словом «лохоборье». Ведь какой образ очевидно предстает при слове «лох»? Человек, который играет наперсточником. Лох не тот, кто проигрывает, или кому кажется, что он выигрывает. Лох – тот, кто согласился на эту игру. Единственный вариант не быть лохом – не играть.